Вася Котик (vasya_kotik) wrote,
Вася Котик
vasya_kotik

Аварийная посадка Ту-124 в центре Ленинграда: как Нева спасла пассажиров и экипаж

Об этом авиационном проишествии, которое случилось 21 августа 1963 года, мало кто знает. Дело в том, что в стране Советов было не очень принято говорить о проблемах или ЧП, которые происходили в той или иной сфере.

Дело было так. Пассажирский самолет Ту-124, принадлежащий "Аэрофлоту", совершал обычный рейс по маршруту Таллин-Москва. Утром авиалайнер спокойно взлетел и взял курс на столицу. Однако вскоре экипаж обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. В Таллине начался туман, поэтому посадку машины было решено произвести в Ленинграде. Интересно, что нынешний аэропорт "Пулково" носил странное название "Шоссейная". В общем, в "Шоссейном" в полную готовность были приведены все специальные службы - пожарные, медики...

Примерно к 11:00 аварийный Ту-124 оказался близ Ленинграда, снизившись до 500 метров. Для того, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара, авиалайнер начал вырабатывать топливо. Такая высота была выбрана для того, чтобы избежать возможной декомпрессии, а также для более быстрой выработки керосина. Одновременно с этим экипаж пытался с помощью шеста полностью выпустить шасси через пробитую дыру.

В 12:10 неожиданно остановился левый двигатель. Судя по всему, закончилось топливо, хотя приборы по какой-то причине показывали, что его вполне достаточно. Экипажу было дано разрешение на сквозной пролет через город, чтобы добраться до взлетно-посадочной полосы. Однако вскоре отказал и второй силовой агрегат. Собственно, пилотам ничего не оставалось, как попытаться приводниться на поверхность Невы.

О пилотах нужно сказать отдельно. Командир воздушного судна — Виктор Мостовой, очень опытный летчик. Однако в этой экстренной ситуации он передал управление машиной своему коллеге — Василию Чеченеву. Тот ранее служил в морской авиации, поэтому имел опыт посадок самолетов на воду. Он грамотно сориентировал авиалайнер и не допустил ни его заныривания в воду, ни гидроудара хвостовой частью фюзеляжа.

Самолет пролетел всего в четырех метрах от моста Александра Невского и приводнился близ Финляндского железнодорожного моста. Проходящий мимо буксир подошел к самолету и оперативно оттянул к правому берегу Невы. Пассажиры были быстро эвакуированы. Кстати, обошлось без пострадавших.

К утру следующего дня самолет затонул, несмотря на постоянное откачивание воды. Позднее его подняли на поверхность и отбуксировали к Шкиперскому протоку. В дальнейшем данный борт был списан.

Членов экипажа изначально хотели наказать, однако потом все-таки сменили гнев на милось. Кто-то был удостоен новых квартир, а другие получили ценные подарки и грамоты. Капитан буксира Поршин получил новые часы.

Когда я стою в пробке перед Финляндским железнодорожным мостом, очень часто вспоминаю этот эпизод. Больше полувека назад здесь вполне могла произойти авиакатастрофа, однако грамотные действия советских пилотов позволили ее избежать.

Спасительницей пассажиров и экипажа аварийного Ту-124 также можно назвать главную реку Северной столицы — Неву. Ее ширина и тихий нрав позволили осуществить мягкую посадку.
Tags: #словопетербургу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →